"Освободившись, мы стремимся освободить других от “заблуждения руководителя” и тем самым освободить мир от потенциальных руководителей, которые будут его тиранить. С рвением новообращенного мы бросаемся в прозелитизм, обращаясь к своим родным и друзьям или к незнакомцам в интернете.
К нашему недоумению, наши усилия наталкиваются на отказ. Подобно обитателям пещеры Платона, наша аудитория не только избегает света, но и обижается на нас за то, что мы пытаемся освободить их из идеологической тюрьмы. “Трудно, — писал Вольтер, — освободить глупцов от цепей, которые они почитают”.
Мы продолжаем пытаться открыть дверь в их догматической темнице, но у нас ничего не получается. Мы разочаровываемся. Затем мы злимся. Затем мы становимся злобными. Мы даем им понять, что они глупцы, закостеневшие в своем собственном плену.
В пылу словесной битвы мы забываем, чего хотели добиться в первую очередь. Достойная цель освобождения постепенно уступает место тщетному стремлению усугубить положение тех, кто отказывается освобождаться. Мы предлагаем меньше идей и больше колкостей. Другая сторона отвечает тем же. То, что должно было быть соревнованием идей, превращается в столкновение эго. А когда на кону стоит эго, каждый еще больше укорененяется в своей позиции."
https://mises.in.ua/article/keysmiths-for-liberty/